Первый раз в первый класс
Период развития ребенка в первом классе является переходным между дошкольным и младшим школьным возрастом. С приходом в школу ведущая деятельность детей меняется – игра, посильный труд, творчество начинают подчиняться обучению. Поэтому важно, чтобы переход от игровой деятельности был постепенным. Работа с 6-7 летними детьми предусматривает обязательный учет их физиологических и психологических особенностей. Первоклассники хотят получить признание взрослого и хорошими поступками стремятся заслужить похвалу. Поэтому школьники быстрее откликаются на просьбы, нежели на жесткие требования. В первом классе в ребенке необходимо сформировать внутреннюю позицию школьника – положительное отношение к учебному процессу, новый тип отношения со взрослыми людьми и учителем.
Адаптация в школе – ответственный этап жизни первоклассника, учителей и родителей. Именно в этот период принимает и осваивает школьные нормы, у него формируется интерес к школьной жизни, появляется вера в собственные силы – одним словом, дети начинают взрослеть. Но во время адаптации наблюдается негативная физиологическая реакция детского организма на резкое изменение привычного образа жизни: быстрая утомляемость, нарушение сна и аппетита, возбудимость, раздражительность. Поэтому учителю нужно установить положительный эмоциональный контакт с детьми и их родителями, создать благоприятные условия для психологической и физиологической адаптации первоклассников к школьной жизни.
Начало обучения ребенка в первом классе сложный и ответственный этап. Это не только новые условия жизни и деятельности, но и новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется социальная позиция: был ребенком, теперь стал школьником. Меняется социальный институт обучения и воспитания: не сад, а школа, где учебная деятельность становится ведущей, обязательной, социально значимой и оцениваемой – такой, которая расширяет права и обязанности ребенка, его связи с окружающей средой. Первоклассник – это начало общественной жизни человека как субъекта деятельности.
Адаптация ребенка в школе происходит не сразу. Чтобы привыкнуть к школе по-настоящему, нужно не день и не неделя. Это длительный процесс, связанный с напряжением всех систем организма. Только спустя 5-6 недель показатели работоспособности повышаются и становятся более устойчивыми, а у ребенка проходят напряжение и тревожность. В зависимости от состояния здоровья, обстановки в семье, посещения или непосещения детского сада, адаптация к школе и новым условиям жизни может протекать по-разному. Первоклассники, посещавшие дошкольные учреждения, как правило, легче адаптируются к школе, чем дети, которые находились дома и не привыкли к длительному пребыванию в детском коллективе и установившемуся режиму. Период адаптации к школе проходит лучше у здоровых детей. Но, к сожалению, сегодня лишь половина первоклассников полностью здоровы. Поэтому процесс адаптации часто сопровождается осложнениями и затягивается на длительный срок.
С первых недель обучения дети постепенно отделяются от родителей, хотя постоянно испытывают потребности в поддержке и помощи взрослого человека. Отношения с родителями, состав семьи и взаимоотношения между ее членами влияют на ученика. С поступлением ребенка в первый класс родители обретают новый статус – родители первоклассника. А вместе с ним и проблемы, которые родители решают совместно с ребенком, и радости успеха, переживаемые совместно. Часто в беседе с родителями первоклассника приходится слышать: «Мы пошли в первый класс…», «Нам задали выучить стихотворение…», «Мы не успели сделать домашнее задание…». Употребление местоимений «мы», «нам» свидетельствует о том, что вопросы школьной жизни являются для родителей общими. Вместе переживаются и первые школьные трудности. Как помочь их преодолеть? Как найти общий язык с учителем и одноклассниками? Что сделать, чтобы первоклассник не потерял интерес к учебе?
Некоторые предложенные советы могут стать ответами на многие вопросы. Для этого важно раскрыть первую проблему, а именно ту, в которой заключается сущность понятия «адаптация к школе».
Адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него являются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном детстве.
В психолого-педагогических исследованиях определяются и характеризуются три уровня адаптации.
1-й уровень – высокий.
Первоклассник положительно относится к школе, адекватно воспринимает правила и требования, легко усваивает учебный материал, вежлив, внимательно выслушивает указания, объяснения учителя, охотно и добросовестно выполняет поручения; обнаруживает высокую заинтересованность к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, в классе имеет положительный статус.
2-й уровень – средний.
Первоклассник положительной относиться к школе, посещение уроков не вызывает негативных эмоций; он понимает учебный материал, когда учитель подробно его объясняет, усваивает основное содержание программы по всем предметам, но сосредоточен лишь тогда, когда делает что-то интересное для себя; почти всегда готовится к урокам, поручения выполняет добросовестно, дружит с одноклассниками.
3-й уровень – низкий.
Первоклассник отрицательно или безразлично относится к школе; часто жалуется на здоровье, плохое самочувствие, преобладает подавленное настроение, наблюдается нарушение дисциплины, самостоятельная работа вызывает трудности, при выполнении заданий не проявляет к ним интереса, требует постоянного контроля, систематических напоминаний и побуждений как со стороны учителя, так и со стороны родителей, при наличии длительных пауз для отдыха может сохранять внимание для понимания нового материала.
Ученики, которым труднее адаптироваться к школе, требуют особого внимания и индивидуального подхода как со стороны учителя, школьного психолога, так и родителей.
Советы родителям по адаптации первоклассников
1. Утром будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть улыбку на вашем лице и услышать ваш ласковый голос. Не дергайте его по пустякам, не подгоняйте с самого утра. Чтобы не возникло спешки, рассчитайте время, необходимое собраться в школе. Если он не успевает, на следующий день разбудите его чуть раньше.
2. Следует покормить ребенка завтраком, но если он не хочет есть, не заставляйте. Лучше дайте завтрак с собой. По дороге в школу не говорите фразы «Смотри, не балуйся!» или «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Лучше пожелайте успехов и подбодрите добрым словом. Встречая, не засыпайте вопросами: «Что ты сегодня получил?» или «Сегодня без плохих оценок?». Дайте ребенку возможность расслабиться. Если он захочет поделиться с вами чем-то важным, не отмахивайтесь от него, ведь это не займет много времени. Если маленький школьник чем-то расстроен, не допытывайте причину. Возможно, он расскажет позже или осторожно снова поинтересуйтесь через некоторое время.
3. Помогите ребенку успешно социально адаптироваться в школе, привыкнуть к новым формам человеческих отношений.
4. В начальных классах ребенок должен быть настойчив. Родителям стоит поощрять его стремление к успеху, незаметно и ненавязчиво помогать. По мере развития и зрелости дети учатся логически мыслить, привыкают глубоко понимать тему, находить ее разъяснения, приучаются критически осмысливать прочитанное или увиденное. В течение этого периода родители должны воздерживаться от авторитарного отношения к ребенку – отношения должны строиться на диалогах как равного с равным.
5. Необходимо приучать ребенка самостоятельно каждый вечер мыться в ванне или под душем теплой водой с мылом. Голову надо мыть шампунем еженедельно. Желательно ежедневно добавлять в блюда кукурузное масло, которое содержит витамин F. Его недостаток приводит к выпадению и возникновению дерматозов.
6. Необходимо обустроить ребенку рабочее место или комнату. Чтобы он работал сосредоточенно, не надо отрывать его от домашней работы. В комнате, где ребенок готовит уроки, рабочая лампа должна иметь мощность не менее 100 Вт и стоять у правшей слева, а у левшей справа. Нельзя использовать неоновые лампы.
7. Родители должны следить, чтобы ребенок смотрел телевизор на расстоянии не ближе 3-4 метров, а в выходные не проводил весь день телевизором. Никогда «не торгуйтесь», говоря «если сделаешь хорошо уроки, я дам тебе…». Ребенок может не правильно понять цель обучения: подумает, что учась, делает вам одолжение, за которое получает вознаграждение.
8. Придя со школы, ребенок должен пообедать и обязательно отдохнуть. По мнению психологов, лучшее время для обучения с 8 до 12 и с 16 до 18 часов. Приучите первоклассника заниматься именно в это время.
9. Помните: есть периоды, в течение которых маленькому школьнику учиться сложнее, он устает, у него снижается работоспособность. для первоклассника это первые 4-6 недель обучения, конец первого полугодия, первая неделя после зимних каникул и середина второго полугодия.
10. Посвящайте ребенку хотя бы полчаса в день, чтобы он чувствовал, что вы его любите и цените. Не забывайте: первоклассники – это еще маленькие дети, которые любят поиграть, послушать на ночь сказку или чтобы их просто подержали на руках. Все это поможет снять напряжение, почувствовать себя спокойно и уверенно.
11. Ребенка нужно учить правильно сидеть за столом и партой. Учебники и тетради носить в ранце за спиной, чтобы предотвратить развитие сколиоза.
12. Родители закрепляют и совершенствуют у 6-7-летнего ребенка элементарные гигиенические навыки, которые он уже получил. Они должны следить, чтобы одежда после прихода со школы была развешана, ботинки или туфли почищены, воротничок и манжеты рубашки чистые.
13. Не каждый ребенок, достигший школьного возраста, умеет правильно сидеть или лежать, а это приводит к неправильному формированию скелета. Поэтому на кровать необходимо класть жесткий матрас без мягких и тяжелых подушек.
14. Успешность ребенка в школе не всегда соответствует степени его одаренности. Одни мыслят медленнее и «тормозятся», если учитель очень настойчив, а некоторые не всегда умеют выражать собственное мнение, даже если оно правильное.
15. Недопустимо, чтобы родители курили в квартире, поскольку пассивное курение вредит так же, как и активное.
16. Важно, чтобы родители (особенно в первый год обучения) постоянно поддерживали связь со школой, чтобы знать как проявляется себе ребенок, какие у него проблемы.
17. Родители должны организовать выполнение домашних заданий так, чтобы последние занимали меньше времени. Неправы те, кто заставляет детей после уроков в четырех стенах без свежего воздуха часами заниматься музыкой, шахматами и т.д. Дети-отличники с бледным лицом и слабым здоровьем вряд ли будут счастливы в жизни. Врачи, родители, учителя отмечают, что дети подрастают или летом или после каникул, проведенных в горах. Солнце, воздух, вода, ультрафиолетовые лучи играют большую роль в физическом развитии ребенка.
18. Здоровье ребенка зависит от влияния комплекса разнообразных фактов, которые обуславливают и определяют адаптацию ребенка к окружающей среде, его физиологическое и интеллектуальное развитие в такой ответственный период жизни, как начало обучения в школе.
Приведенные советы помогут ребенку адаптироваться к І классу, а школа станет местом, где он будет воспринят таким, какой он есть – со своими чувствами, мыслями, знаниями, проблемами и событиями в школьной жизни.
Как правильно выбрать ручку для младшего школьника
· Для учеников младших классов необходимо покупать ручки, которые не будут выскальзывать из пальчиков – легкие и небольшого диаметра, желательно с прорезиненной зоной, препятствующей появлению мозолей на пальцах.
· Родителям надо учитывать и то, что первоклассники еще не освоили в совершенстве навыки письма и давят на стержень сильнее обычного. не каждая ручка выдержит такое давление и поэтому предпочтение нужно отдавать качественным ручкам с усиленным наконечником.
· Родители должны знать и понимать только шариковые ручки идеально подходят школьникам для письма. Немаловажно, чтобы шариковая ручка писала под разными углами одинаково хорошо, так как у одних малышей угол наклона ручки больше, а у других – меньше.
· Во избежание грязных рукавов не рубашке и клякс в тетрадях чернила шариковой ручки должны быстро высыхать и не растекаться.
· Младшие школьники неусидчивы, гиперактивны и любознательны. Их всегда интересует, как устроена ручка. Поэтому следует с осторожностью приобретать шариковые ручки, украшенные брелоками, цепочками, съемными наконечниками, необычными колпачками, так как мелкие детали опасны, ведь их легко проглотить, потерять, поломать и т.д.
· Автоматические шариковые ручки не подходят для школьников начальных классов, потому что дети любят посмотреть, как устроена эта ручка. В результате пружины с автоматических ручек используются не по назначению, а потом теряются. Самым подходящим вариантом для начальной школы являются простейшие неавтоматические ручки. Вот в чем раздолье для родителей, так это выбор цвета шариковой ручки – причем приветствуется яркие и веселые решения.